Ребенок учится говорить

развитие речиЗадержка речевого развития – это задержка в сроках усвоения языка. Само же усвоение родного языка идет по закономерностям развития нормы. К причинам задержки речевого развития можно отнести:
* Недостаточность речевого общения с ребенком.
* Неблагоприятные внешние условия (отсутствие эмоционально-положительного окружения; проблемы с нервно-психическим здоровьем семьи;
*Индивидуальные особенности семьи: мнительность, тревожность, эмоциональная холодность со стороны матери;
*Неприятие ребенка со стороны матери или отца;
*Неполная семья;
*Резкая смена стратегий воспитания).
* Сверхшумное окружение.
* Психические травмы: испуг; переживания из-за разлуки с родителями; долгая и психотравмирующая обстановка в семье.
*Травмы, инфекции, интоксикации.
* Внутриутробная патология (инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности; токсикозы беременности; алкоголизм, наркомания, курение матери). • Повреждения при родах (акушерская патология; асфиксии и родовые травмы; недоношенность). • Травмы черепа. • Наследственные факторы. • Иммунологическая несовместимость матери и плода. Если Вы обнаружили у ребенка:  Отсутствие зрительного контакта с Вами.  Отсутствие социальной улыбки или комплекса оживления.  Отсутствие, бедность, однообразие гуления, лепета.  Отсутствие подражания.  Постоянное беспокойство, частый внезапный плач. Ваши действия:  Дополнительно проверьте, как он воспринимает жесты и мимику.  Обратитесь к специалистам: логопеду или дефектологу.  Старайтесь больше общаться с ребенком и развивать его двигательную сферу.  Как можно больше общайтесь с ребенком посредством речи, проявляйте настойчивость в своем желании услышать от ребенка слова, не удовлетворяясь получением ответа посредством жестов.  Играя, проводите с ребенком специальную гимнастику по развитию и укреплению мышц речевого аппарата.  При разговоре с ребенком не подражайте его речи, старайтесь четко произносить слова и правильно строить предложения. Не говорите очень быстро или очень медленно. Некоторые рекомендации родителям по развитию речи детей первого года жизни:  Стремитесь к созданию комфортных условий для Вашего малыша. Обращайте внимание на особенности его плача. С первых часов жизни для младенца важно присутствие мамы, физический и эмоциональный контакт с ней. Стремитесь создать для ребенка максимально комфортные условия – берите малыша на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, повышая и понижая голос.  Соблюдайте режим кормления. Нормализация процесса кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществляет движениями губами и языком, которые затем будут использоваться им при произнесении звуков.  Поощряйте произнесение ребенком любых звуков. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра – это основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка его речевого аппарата.

 


Для ребенка важно не только слышать обращенную к нему речь взрослого. Но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой.  Шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и магнитофоне, его речевое развитие замедляется.  Разнообразьте звуково е окружение ребенка. Разговаривайте с малышом, меняя интонации и высоту голоса. Наряду с Вашим голосом, ребенку полезно слушать и другие звуки. Чем богаче языковое окружение Вашего малыша, тем активнее развивается речевая деятельность ребенка.  Чем чаще Вы будете разговаривать с малышом о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи. При разговоре с ребенком учитывайте его речевые возможности. Способность ребенка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрослый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слов.  Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за Вами. Только с Вашей помощью ребенок может начать соотносить окружающие его предметы с правильным словесным обозначением.  Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, используйте развивающие игры.  Важным условием обучения ребенка правильному произношению звуков и слов является правильность речи родителей. Некоторые рекомендации родителям по развитию речи детей второго-третьего года жизни:  Разговаривая с ребенком, следите, чтобы Ваша речь была четкой, грамотной, простой и выразительной.  Исправляйте все ошибки в речи Вашего ребенка.  Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ребенку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чтение – это серьезное занятие. Подбирайте для чтения книги с описанием сценок, которые может наблюдать ребенок в повседневной жизни.  Рассматривая иллюстрации, задавайте ребенку вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Где?» «Что делает?». Подсказывайте ребенку, если у него возникают трудности с ответом.  Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки.  Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения по дому, а потом обязательно поблагодарите его за помощь.  Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обращенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ребенком то, что вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные ее моменты.  Развивайте у ребенка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их.  Следите за развитием двигательной сферы своего ребенка.  Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трех лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.  Следите за развитием двигательной сферы своего ребенка. Ходьба, прыжки, бег дают отдых утомленным мозговыми центрами мышцам, продлевают время активного восприятия ребенком информации, которую Вы пытаетесь донести до него.  Поощряйте употребление ребенком различных интонаций.  Уделяйте внимание жестам, которые ребенок использует в разговоре с Вами. Если ребенок использует в общении с Вами множество индивидуальных, эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи.  Оценивая речевые способности ребенка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребенком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребенка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам.  Постепенно усложняйте задания, адресованные ребенку, по содержанию и по форме. Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового.